Top.Mail.Ru

Сиреневый бульвар: проект памятника

В наших городах, в том числе и в Москве, появилось много новых памятников, и поименованных, и безымянных, как, например, целая галерея персонажей на пешеходной Варварке в Нижнем: Водопроводчик, Коза, Читатель газеты, Коты и другие. И это очень хорошо, это делает город и более интересным, и более человечным.  Но, странно, очень мало пока памятников горожанам, сделавшим родному городу что-то хорошее и важное. А ведь тех, кто действительно сделал что-то для города, не так уж мало.

Мы хотим предложить проект памятника Леониду Колесникову на Сиреневом бульваре.

Сиреневый бульвар – сиреневый туман

В Москве не очень много бульваров, и далеко не всё, называемое бульваром, таковым является, особенно на окраинах-новостройках.

А у нас в Измайлове есть Сиреневый бульвар.

Мы переехали из барачных девятнадцати метров на восьмерых в две комнаты в 37 метров, в квартире с ванной, в огромном по тем временам пятиэтажном кирпичном доме, последнем в городе – дальше шли поля колхоза «Красная гряда», сады совхоза «Первомайский», аэродром «Сталинец», дублёр аэродрома полярной авиации на Чкаловской (теперь это – Звёздный городок), вдоль горизонта тянулось Щелковское шоссе, по которому изредка пылила какая-нибудь машина или автобус. Наш дом числился под номером 23 по 7-ой Парковой, а фундамент следующего, 25-го дома, был полон воды, и мы, пацаны, плавали там на плотах из фрагментов строительного забора.

Это было летом 1957 года.

Измайлово быстро и фронтально застраивалось на север, к Щелковскому шоссе, дом 25 оказался угловым, на пересечении с Проектируемым проездом № 3503. 1 марта 1960 года этот проезд был переименован в Сиреневый бульвар.

Садовод-любитель Леонид Алексеевич Колесников высадил по всей длине бульвара, по его центру, 400 кустов сирени разных сортов, выращенных им в сиреневом питомнике, расположенном в самом начале бульвара. Это был его бескорыстный дар любимому родному городу и поэтому надо хоть немного рассказать об этом удивительном человеке.

Он родился в 1893 году 18 мая, аккурат в цветение сирени, в богатой купеческой семье последним, пятым ребёнком. Отец – предприниматель и собственник, почётный гражданин Москвы, мать – хозяйка швейных мастерских. Семья владела домом на Кузнецком мосту, имением с огромным садом во Всесвятском (Всехсвятская роща в Москве до сих пор жива, часть её территории занимает 52-я горбольница). Кроме того, Колесниковы владели квартирой в Петербурге и усадьбой под Ялтой. В честь рождения сына Алексей Семёнович посадил во Всехсвятском пихту, которая жива до сих пор, и куст сирени, чем и определил прозреваемую судьбу ребёнка.

Советская власть отняла всё, за исключением Всехсвятского сада, сильно урезанного, правда, до двух с половиной гектар (стандартная площадь школьного участка).

В 1919 году он увлёкся коллекционированием разных сортов сирени. Мотаясь по стране по делам своей службы в ЧК, он посещал покинутые сады, усадьбы и имения, вывозил оттуда наиболее глянувшиеся ему кусты сирени, идентифицировал их по сортам и высаживал у себя во Всехсвятском. В 1923 году у него уже было более 100 сортов сирени. И тогда его интерес переключился на селекцию и выведение новых сортов. Самоучкой он освоил труды и практику Тимирязева и Мичурина. Его увлечение разделила

и его жена Олимпиада Николаевна, урождённая Якиманская, женщина высокообразованная и знавшая шесть языков, что в селекции и налаживании обмена семенами было очень кстати. Этот сад был тщательно описан Юрием Трифоновым в «Долгом прощании».

Он прошёл и Вторую мировую, и опять шофёром, получил тяжёлое ранение и вернулся в свой сад. В 1952 году ему была вручена Сталинская премия за выведение большого числа новых сортов сирени. Получил он и мировое признание. Им было выведено около 300 сортов сирени (к сожалению, сохранилось чуть более 50). Колесниковская сирень «Галина Уланова» украшает парк Букингемского дворца в Лондоне, Тайницкий сад в Кремле, его сорта известны в США, Канаде и представлены практически во всех сирингариях мира. Самой известной и популярной в мире сиренью является его «краса Москвы» (“Beauty of Moscow”), выведенная в 1947 году. Ещё неизвестно, что сегодня в мире популярно: Moscow Nights Соловьёва-Седого Beauty of Moscow Колесникова. В 1973 году, уже посмертно, международное общество сирени наградило коллекционера и селекционера премией «Золотая ветка сирени».

В 1954 году Колесников заложил сиреневый питомник (ставший в последствии Сиреневым садом) в Измайлове, на площади 7 га (позже его сильно обрезали).

Моя мама была знакома и даже дружила с Колесниковыми, помогая, чем можно и прежде всего рассаживая его сирени по измайловским школам.

Здесь и были выращены кусты сирени, которые этот неистовый любитель и самоучка, превративший своё хобби в цель и смысл своей жизни, высадил на Проектируемом проезде № 3503, названном Сиреневым бульваром.

В 1968 году отличный профессиональный шофер и великий цветовод-любитель умер. Пока он был жив, сирень была и ухожена, и заботливо обласкана, а потом стала хиреть, дичать, вырождаться, её беспощадно обламывали и губили, к нашему великому отчаянию и сожалению.

Нашему Сиреневому бульвару, как и соседнему Измайловскому бульвару, повезло, особенно Сиреневому. Здесь живет много военных. Вдоль всего бульвара даже в советское время было мало продовольственных, но во множестве всяких кафе и других питейных заведений, поэтому собственно на бульварах не распивали, как это было принято по всей Москве и стране и тогда, и в наши дни. Здесь днем – мамаши с детишками, от младшего новорождённого до младшего школьного возраста, а вечерами и по ночам – укромные влюблённые – до сих пор.

Я любил по ночам, в домашних тапочках нарезать километры и километры по бульварам, петь тихо-тихо, почти про себя, «Сиреневый туман» и другие любимые полулегальные и нелегальные шлягеры, мечтать, вспоминать, сочинять стихи или как это ещё называется, встречать холодные лазоревые рассветы и обливаться сиреневой росой, бодрящей и ошарашивающей, теряться в клочьях сиреневого тумана, призрачного и полного мнимостями.

И любимое время таких бесконечных прогулок – цветущий май, холодный и то дождливый, то росный.

Сиреневый сонет

Гроздья холодной упругой сирени,

Что вы так бьётесь об ветреный дождь?

То ли в печали, то ли в моленьи,

В поисках правды, скрывая ли ложь?

Темным бульваром по маю кочуя,

Я погружаюсь в ночной аромат,

Давнюю-давнюю юность зову я,

Только напрасно и невпопад.

Минули вёсны, надежды, обиды,

Хрупкие, тонкие, нежные тени,

Всё растворяется, всё позабыто

В гроздьях холодной упругой сирени

 

Сейчас бульвары, и Измайловский, и особенно Сиреневый, необыкновенно захорошели и ухожены. Кусты вытянулись на 5-7 метров, купы – могучими гроздьями, от блеклых серо-сиреневых, сизо-фиолетовых до густо бордовых, тяжёлых тонов. Они составляют сердцевину бульвара, окаймлённого клёнами, дубами, липами, ивами, лиственницами, елями, пихтами – деревьями породистыми, благородными и уже вымахавшими вровень с пятиэтажками. Дорожки, слава Богу, не асфальтированы.

Мне вспоминается здесь, на Сиреневом, послевоенный Ленинград моего детства, полуразрушенный, но буйно цветущий сиренью, особенно Марсово поле и вокруг Инженерного замка. Я застал Южную Карелию, отнятую нами у Финляндии, финскую житницу, называемую теперь Карельским перешейком. Места эти сильно одичали и опустели, и только сумасшедшая сирень, сирень, сирень…

Мне хочется опять в Старую Руссу, в дом-музей Достоевского, где с женой посадил куст сортовой сирени, взятой нами из Сиреневого сада и бережно перевезённой сюда.

Мы любим свой бульвар, гордимся причастностью к его истории – ведь это и наша история, самые чистые и возвышенные её страницы. И мы знаем, что это место любимо тысячами наших измайловских земляков.

В 2018 году исполняется 50 лет со смерти Леонида Колесникова. Скромный памятник ему среди кустов сирени – может осилим?

.

Проект памятника Колесникову на Сиреневом бульваре

Я настолько не скульптор и не художник, что могу дать лишь словесный портрет предлагаемого мною памятника знаменитому энтузиасту и селекционеру сирени, страстному и деятельному патриоту Измайлова, высадившему на проектируемом проезде №3503 400 кустов сирени самых разных, в том числе уникальных сортов, Леониду Алексеевичу Колесникову. 1 марта 1960 года этот проезд переименовали в Сиреневый бульвар и с тех пор он – одна из достопримечательностей и украшений Измайлова, любимое место прогулок, свиданий, отдыха и размышлений местных жителей.

Основная цель памятника Колесникову – признание и увековечивание памяти этого выдающегося Москвича.

Памятник – это всегда украшение города и места, а потому эстетическая цель здесь несомненна.

Памятник Колесникову имеет и воспитательные цели: жителям города, особенно молодым и детям надо видеть, с кого брать пример.

Наконец, это имеет и патриотическое значение, демонстрация патриотизма не как бессмысленный одобрямс всему происходящему вокруг, а как деятельная ответственность за место, которое ты называешь своей Родиной.

Наилучшее место на бульваре, на наш взгляд, пересечение с Никитинской улицей или 3-ей Парковой. Это всего в нескольких сотнях метров от Сиреневого Сада, заложенного в 1954 году Колесниковым, места людные и оживленные. Ориентирован памятник должен на восток, чтобы Леониду Алексеевичу был виден весь бульвар.

 

Описание и материал

Высота памятника – полтора или почти два человеческих роста, не более того. Постамент-параллелепипед полированного красного гранита со стороной квадрата в основании примерно 60х60 или чуть более завершается головой Колесникова, полувырезанной из гранитного массива (без затылочной части). Ореолом вокруг головы – ветви сирени и двумя гроздьями цветов, одна из родонита, другая – из белого кварца.  Высота этого окончания памятника – 70-80 сантиметров.

Мы все знаем, что среди нас всегда найдутся вандалы, хулиганы и просто хищники, поэтому родонит и белый кварц должны быть как-то защищены от их посягательств и надругательств.

 

Надпись:

Леониду Алексеевичу  Колесникову – благодарные жители Измайлова и любители сирени 

 

 

 

Автор статьи — Александр Левинтов

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 оценки, в среднем: 4.8 из 5)