Top.Mail.Ru

Серебряные наставники

Вот и закончилась весна, а вместе с ней завершилось продуктивное освоение программы «Основы наставнической деятельности при работе со студентами и обучающимися» более чем тридцатью обучающимися – кандидатами в члены Академии серебряных наставников Серебряного университета МГПУ! Талантливые и работоспособные, по-юношески дерзновенные и умудрённые опытом, яркие и оригинальные, и, в то же время, передающие лучшие отечественные и мировые традиции… Спасибо вам всем огромное от лица организаторов и преподавателей, всех участников программы за возможность коммуникации, взаимообогащения и расширения возможностей для профессионально-личностного развития и роста!

Программа реализовывалась в рамках  выполнения государственных работ по проблематике «Разработка и внедрение технологии наставничества обучающихся Серебряного университета по отношению к студентам МГПУ»  и «Разработка и апробация модели организационно-педагогического обеспечения разработки формирования индивидуального образовательного маршрута в системе ДПО на основе накопительного принципа в условиях тьюторского сопровождения». В связи с этим, в содержании и в образовательном процессе нашлось место и проектированию, и началу реализации индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития в области наставничества, и интерактивным лекциям, и проектным семинарам, а главное наставническим практикумам и рефлексивным сессиям, в ходе которых наставники апробировали свои навыки на деле. А какой ценный материал был получен через рефлексивные заметки и отзывы от обучающихся – они станут всем нам богатой пищей для размышлений и для совершенствования технологий и содержания деятельности Академии серебряных наставников. В начале июня наших выпускников программы ждут заслуженные сертификаты об освоении программы, а самых успешных — удостоверения членов Академии серебряных наставников Серебряного университета МГПУ!

Как в природе за весной следует даровитое на плоды лето, так и с окончанием программы продуктивное сотрудничество с серебряными наставниками не заканчивается! В планах на июнь: написание рефлексивных заметок и размышлений по поводу реализации своих индивидуальных маршрутов освоения наставничества, наставническая сессия с аспирантами МГПУ, наставнические сессии с магистрантами тьюторских программ МГПУ с целью продвижения их деятельности над выпускной квалификационной работой (ВКР) и рабочими планами на лето, участие в качестве наставников-стажеров в ряде краткосрочных программ повышения квалификации (ПК), активное участие в «III Международной научно-практической конференции: Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность» и многое другое, всего не перечесть!

В добрый путь, уважаемые коллеги — выпускники программы «Основы наставнической деятельности при работе со студентами и обучающимися»!

 

Руководитель программы «Основы наставнической деятельности при работе со студентами и обучающимися», заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования (ЛТНО), д.п.н., профессор Т.М. Ковалева.

Координатор-куратор программы «Основы наставнической деятельности при работе со студентами и обучающимися», старший научный сотрудник  ЛИНО, к.п.н., А.А. Теров

 

ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММЫ

 

 Марина Вячеславовна Шакалова:

Лично для меня программа явилась практически и эмоционально значимым событием, в т.ч. в силу следующих ее характеристик:

— подбор разноплановых тематик занятий,

— сочетание теории и практики,

— индивидуальная стилистика проведения занятий каждым из преподавателей.

Важнейшей частью подготовки явились итоговые наставнические сессии и тьюториалы, которые привели к главному для меня Результату, а именно:

— осознание себя Наставником, мое желание выступать в этой роли, ее эмоциональная комфортность для меня (самоопределение для будущей деятельности),

— принятие меня в роли Наставника (полезность и эмоциональный комфорт взаимодействия) со стороны магистрантов и коллег,

— осознание своей практической готовности к этой роли с опорой как на подготовку в рамках программы Наставничество, так и на предшествующий профессиональный опыт, знания и навыки.

 

Направлениями дальнейшего развития и усовершенствования Программы могли бы стать:

— более глубокое согласование проводимых занятий в соответствии с едиными целью, задачами, понятийным аппаратом программы,

— включение в программу занятия по методологии написания ВКР, принятой в МГПУ, имея в виду тему наставнических сессий с магистрантами «Подготовка к предзащите ВКР»,

— подготовка магистрантов-тьюторов по проведению Групповых тьюториалов, а также особенностям Коммуникации со Взрослыми тьюторантами.

Буду рада продолжить сотрудничество по программе в роли Серебряного наставника, опираясь на результаты обучения, а также собственные профессиональный опыт и области интересов.

 

Михайл Михайлович Паневин:

Новая программа Серебряный наставник появилась в расписании серебряного университета на второй месяц карантина в Москве. В это время по решению Мэра в городе было возобновлено финансирование ряда программ Активного долголетия, проводившихся в волонтёрском режиме: цигун, зумба, ряд других. Серебряный университет также переформатировал и заново запустил программы психологической поддержки и цифровой грамотности.

Пионером в этом ряду оказался проект Серебряный наставник. Костяк ее участников составила группа временно приостановленного из -за карантина курса Серебряных тьюторов. Однако туда влились и желающие из других программ, например репетиторов.

Программа онлайн курса Серебряных наставников в чем-то повторяла и дополняла офлайн курс тьюторства, что неудивительно, поскольку оба были сделаны одной лабораторией индивидуализации и непрерывного образования проф. Ковалевой Т.М. в идеологии тьюторства. Поэтому я смог восполнить пробелы и расширить свои знания в этом направлении.

Однако были и изюминки. Так в результате перекрестных наставнических сессий и тьюториалов с магистрами первого курса обучения я смог в условиях дистанционного обучения найти единомышленников и надеюсь новых друзей. В нашей мини группе практических наставнических сессий и в рамках этого формата было найдено решение вопроса в написании одной магистерской ВКР тьютора и как минимум двух ИАР серебряных тьюторов по теме портфолио, которое в результате обсуждений превратился в цифровой портфолио и получил масштабирование с одной площадки — кадетского училища на нескольких при нашей будущей наставнической и кураторской волонтерской поддержке.

Во время обучения я смог присутствовать на уникальном заседании закрытого клуба по теме индивидуальное-профессиональное, других онлайн мероприятиях проводимых МГПУ, защите первой главы ВКР магистрами первокурсниками после проведения нашей наставнической сессии и потом отрефлексировать результаты на второй.

В итоге всех тьюторских сессий я смог для себя разобраться наконец в различии индивидуальности и индивидуализации, индивидуализации и персонализации, методологии предмета исследований, отличия предмета от объекта, определиться с темой ИАР, проектной идеей, технической реализацией проекта и его внедрением.

К началу учебных занятий предполагаю нарастить ресурсную базу, закончив курсы сайтостроения и обработки видео (моя тема связана с цифровизацией тьюторских компетенций) и сделать макет программного продукта для второй главы ИАР. Жду продолжения курсов серебряных тьюторов, чтобы иметь возможность систематизировать и углубить полученные самостоятельно знания, тем более есть ряд неисследованных вопросов, связанных с ИАР: безоценочный и рейтинговый портфолио, можно ли изучить тьторство в парадигме традиционного образования, классификация реальных портфолио.

Как мне кажется это неплохой итог.  К счастью, вопросов по теме тьюторства у меня пока больше, чем ответов и сомнений больше чем оптимизма, что позволяет надеяться на дальнейшее продвижение. В конце хочется поблагодарить устроителей данной программы, а в качестве предложения на осеннюю тьюторскую компанию внести в учебные планы доклады магистрантов и серебряных тьюторов по теме их ВКР и ИАР.

 

 Марина Викторовна Гончарова:

Хочу кратко рассказать о моем опыте участия в программе по подготовке наставников. Это было очень насыщенное, интенсивное, тщательно организованное и хорошо подготовленное путешествие длинною в месяц. Даже не верится, что столько довелось узнать и получить такой богатый опыт за относительно небольшой промежуток времени. Мероприятие в успех которого нам вначале таки не очень то и верилось, обеспечили следующие шаги: отбор энтузиастов участников на этапе анкетирования, ознакомление их с методологией наставничества, организация обучающих вебинаров и практических сессий на платформе зум, а также аквариумов тимз, получении обратной связи от всех участников проекта с целью его корректировки и оптимизации.

Кроме того, нельзя не отметить и другую составляющую успеха — это активность и слаженное взаимодействие всех членов нашей многочисленной команды. Наставники сами организовывали дополнительные встречи в зум для решения возникающих проблем и обсуждения животрепещущих вопросов, магистранты добровольно присоединялись к некоторым из таких встреч. Жизнь била ключом, не останавливаясь даже в выходные. Ночью мне, например, снились сны по автоматизации техники вопрошания на онлайн платформе. Кипели споры, и наш корабль, медленно, но верно, двигался в нужном направлении приобретения бесценного опыта. Спасибо всем организаторам и участникам данной программы.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 оценка, в среднем: 5 из 5)