Top.Mail.Ru

Обучение на протяжении жизни

19 сентября в рамках работы Генерального совета членов Европейской федерации пожилых людей (EURAG) состоялся Московский Международный Форум «ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».

Организаторами Форума выступили: Союз пенсионеров России, Европейская федерация пожилых людей (EURAG), Проект Мэра Москвы «Московское долголетие», МОБФ «Качество жизни». При поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства труда и социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ.

Основной целью форума стал обмен опытом между Россией и европейскими странами в области образования людей пожилого возраста, выработка рекомендаций для органов власти по увеличению возможностей образования для людей старшего возраста, расширение гуманитарных отношений между общественными организациями Европы и России.

Один из самых серьезных вызовов современности и ближайшего будущего для стран Европы и России – демографические перемены, которые характеризуются понижением уровня рождаемости и ростом числа пожилых людей в обществе. В связи с увеличением скорости развития новых знаний и технологий в самых различных областях (генной инженерии, фармацевтике, ИКТ, и т.д. ), в связи экономической, технологической и культурной глобализацией, с внедрением автоматизации и роботизации производства в экономике, мы можем говорить о том, что результаты этих процессов со значительно большей интенсивностью будут влиять на тенденции роста продолжительности жизни, а это значит — возникает необходимость в компетенциях  для адаптации к быстро меняющимся процессам во всех сферах деятельности .

Программы активного долголетия в различных странах должны решать задачи не только повышения качества жизни пожилых людей, но и исходить из того, что пожилые люди могут и должны стать, по объективным причинам роста их числа, одной из ведущих общественных сил. Образование – всегда было ключевым механизмом изменения образа жизни и обретения новых компетенций. Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества. Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

Современное общество — это цифровое общество. Умение пользоваться цифровыми ресурсами превратилось в базовый и необходимый навык. Отсутствие ИТ — компетенций — основной барьер для продолжения людьми старшего возраста трудовой деятельности, так как почти вся деятельность сегодня проходит цифровую трансформацию и не остаётся сфер деятельности, где бы не были нужны ИТ— компетенции. При этом ИТ — компетенции, будучи базовыми компетенциями, как, например, и язык или математика легко осваиваются именно в юном возрасте.

К сожалению, нет единых апробированных и доказанных по эффективности подходов и методик обучения it технологиям, адаптированных для людей старшего возраста.

Участники секции «Информационные технологии: развитие и инклюзия или самоизоляция?» попытались вместе ответить на основные вопросы:

· Возможно ли обучить людей ИТ компетенциям после 50?

· Какие компетенции осваивать пожилым людям?

· Каков лучший метод обучения?

· Как и какие кадры необходимо готовить?

Директор Института непрерывного образования МГПУ поделилась опытом реализации программ it направления в Московском серебряном университете. Уже третий год факультет массовых коммуникаций и информатики является одним из самых востребованных, серебряные студенты понимают необходимость в it компетенциях и их уровень знаний неуклонно растет. Если в первые два года работы университета слушателей интересовало знакомство с основными функциями смартфонов и электронными сервисами, то сейчас они выбирают более углубленное изучение  отдельных направлений.  Появились программы такие как: «Основы видеомонтажа: от идеи до результата», «Основы компьютерной графики: обработка фотографий в графических редакторах»,  «Социальные сети: я – блоггер».

В 2018 г. в нашей стране появилась профессия «Цифровой куратор». Новые специалисты смогут осуществлять консультирование по вопросам применения цифровых технологий и онлайн-сервисов в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения. Такой подход должен существенно облегчить освоение it  компетенций  гражданами старшего возраста.

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 оценки, в среднем: 4 из 5)