Внук дома!

Автор:

 Найбауэр Альбина Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры человековедения и физической культуры

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

 

Что предложить ребенку, чтобы было интересно? Какие игры привлекут внимание малыша? Как грамотно обустроить домашнее пространство и сделать его комфортным для детей? Этими и другими вопросами мы задаемся тогда, когда появляется ребенок.

Дошкольный возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями. Необходимо помнить: благополучный микроклимат во взаимодействии с родными и близкими людьми, а также предметно-пространственная развивающая среда способствуют социализации, своевременному физическому, сенсорному и познавательному развитию, развивает потребность в общении у малышей. В непосредственном контакте с семьей быстрее устанавливаются доброжелательные отношения. Таким образом, в основе наполнения окружающего ребенка домашнего пространства должны присутствовать:

  • функциональность игрового материалов и оборудования,
  • возможность изменять развивающую среду,
  • свобода для активных действий малышей и взрослых,
  • интересы и потребности малышей.

Следует обратить внимание на то, что продуманная предметная развивающая среда и присутствие родного взрослого человека для малыша способствует развитию самостоятельности и независимости в освоении любого вида деятельности.

Домашнее пространство должно преобразовываться и изменяться. Оно располагает таким потенциалом. В данных условиях целесообразно разместить:

  1. развивающие игры, в том числе и игры с водой;
  2. уголок художественного чтения;
  3. материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации, оригами, а также природный материал;
  4. спортивный инвентарь, который можно использовать как дома, так и на улице с учетом сезона;
  5. музыкальные инструменты.

Включение в специально созданную предметную развивающую среду и продуманные действия взрослых позволяют интересно провести время дома.

Очень важно обращаться к научно-методическому материалу, так как это источник, необходимых педагогических знаний. Ознакомление с содержанием позволяет взрослым сконцентрироваться в информационном поле на важнейших психолого-педагогических проблемах, сформулировать свое мнение, грамотно поступать в «щекотливых» ситуациях. В этом случае можно рекомендовать ознакомиться с такими источниками, как:

 Гипенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 256с.

Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо», 2003. – 240с.

Гипенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? — М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 256с.

Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – М.:АСТ, 2014. – 480.

Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными. — М.: Астрель, 2012. – 192с.

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга ля родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 270с.

 

Часто материалы и оборудование для организации продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами, поделки из природного материала) в домашних условиях не используются. Родители ограничиваются закупкой цветных карандашей, фломастеров и считают достаточными те возможности, которые реализуются для детей в детском саду. Бытует ошибочное мнение, что использование красок (гуашь, акварель), пластилина, природного материала приводит к беспорядку в квартире.

Правильно организованное домашнее пространство, возможность выбора материалов, понимание и терпение взрослого создают условия для обсуждения интересных идей и последующей их реализации. Обмен мнениями происходит естественно и непосредственно в очень увлекательной для детей деятельности. Работая над рисунком, поделкой, аппликацией необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок высказывал свое мнение, комментировал действия, объяснял стремление что-то исправить, доработать. Очень важен сам диалог, который возникает на начальном этапе обсуждения замысла, в процессе реализации задуманного и в момент завершения работы. Поддержание ребенком порядка на рабочей поверхности, аккуратность в использовании материалов и оборудования – важнейшие задачи, которые помогает решать взрослый.

Реализовать выше изложенное вам помогут такие источники, как:

 Лыкова И.А., Буренина И.А. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. Кн. для педагогов и родителей. — М.: Цветной мир, 2012.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки: интеграция познавательного и художественного развития. Кн. для педагогов и родителей. — М.: Цветной мир, 2013.

www.andriaka-art.ru

Каждый день недели необходимо стараться акцентировать внимание на разные варианты игр. Например, в понедельник предпочтение можно отдать играм со строительным материалом; во вторник – сюжетно-ролевым играм («Семья», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д.); в среду – сенсорным играм и упражнениям; в четверг – ознакомлению с художественной литературой и театрализованным играм; в пятницу – режиссерским играм. Развивающие игры направлены на развитие социализации, независимости, коммуникации, двигательной активности у детей дошкольного возраста. Очень важно, чтобы взрослые выполняли вспомогательную функцию в процессе организации игр.

 

Различные виды наборов строительного материала делают привлекательным развивающую среду для малышей. Обучение конструктивным умениям в данном случае не самоцель. Необходимо организовать пространство таким образом, чтобы ребенок имел возможность познакомится со строительным материалом, обыгрывать постройку, действовать сообща со взрослым.

Свобода выбора присутствует и в сюжетно-ролевых играх. Различные виды образных игрушек и игрового оборудования одинаково привлекают внимание и девочек, и мальчиков. В не сложный сюжет органично могут включится взрослые. Оставляя за ребенком ведущую роль, используйте возможность деликатно подсказывать сюжетную линию в чередующихся событиях, которые проигрывает малыш. На улице очень важно своевременно и тактично разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть у играющих детей.

Особое предпочтение малыши отдают сенсорным играм и упражнениям. Они увлекательны и интересны! Отдельное внимание взрослым необходимо обратить на умение усложнять обучающую задачу и видоизменить содержание привычных дидактических игр. Это поможет долгое время поддерживать интерес у малышей к игре в домашних условиях.

Пространство для ознакомления малышей с художественной литературой и совместных игр развивают интерес к театрализованной деятельности. Различные виды театров дают возможность взрослым реализовать на практике любое прочитанное содержание сказки или стихотворения в домашних условиях.

Не оставляют без внимания дети дошкольного возраста и игры с водой. Для этого используются большие и маленькие емкости, а также сюжетные игрушки. Знакомство с свойствами воды может органично перейти в интересную и захватывающую игру.

Расширить представления о видах игрушек, детских игр и особенностей их организации вам помогут такие источники, как:

 

Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. — М.: ЛомоносовЪ, 2009.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. — 4-е изд. [дораб.]. — М.: Линка-Пресс: Обруч, 2015.

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности. – М., Феникс, 2015.

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М., «ЭКСМО», 2010.

www.psytoys.ru

 

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(16 оценок, в среднем: 5 из 5)