Музыкальная гостиная: романсы Алябьева

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков автор знаменитого романса «Соловей»  Александр Александрович  Алябьев.

Знал ли Александр Алябьев, что всего один романс принесет ему всемирную славу и бессмертие?  Романс, который  был написан в  заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире.  Романс существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений сложно подсчитать.    Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре, именно с этого дня началась необычайная популярность произведения.

Истоки «Соловья» на слова Дельвига уходят вглубь веков, ведь в народной поэтической традиции образ соловья был широко раскрыт как верный друг, советчик. В фольклоре он представлял собой символ отзывчивости и сопереживания к чужому горю. Более того, этот образ (странника, певца любви) в свое время воспели многие известные поэты и композиторы. Мелодический дар Александра Алябьева нашел в этом сочинении богатое и яркое выражение.   Мелодика романса отличается душевной широтой, распевностью, мягкостью и нежностью, при этом обладает удивительной целостностью, единством и собранностью. Эти черты создают неповторимую выразительность и поэтичность.

Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу… Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!П. И. Чайковский

Первая половина XIX века в России была отмечена стремительным ростом интереса к камерно-вокальной музыке, в особенности — развитием русского романса. Благодаря тексту и миниатюрной форме, этот музыкальный жанр ясно и точно доносил основные композиторские идеи до любого слушателя. Считается, что романс изначально появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое лирическое или рассказывающее об исторических событиях и военных подвигах героев стихотворение, написанное на романском языке. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы».

Вокальная лирика была подлинной стихией Александра Алябьева, именно здесь он в большей степени проявил свой талант, стремясь достичь тесной взаимосвязи музыки и литературного текста. Свой первый романс композитор написал еще в 1810 году, однако до нас дошло лишь сочинение, датируемое 1815 годом – это гусарская песня «Один еще денек». Ранним произведениям композитора присущи сентиментальность и романтичность. Это заметно на примере романсов Алябьева «Верность до гроба» и «Путешественник», написанных в 1818 году, а также «Вижу, бабочка летает», написанном на стихи П. Шаликова (1823 г.)

Начиная с 1827 года, композитор расширяет круг тем для своих сочинений, в произведениях этого периода проявляются новые сюжеты, стилистические особенности. Скорее всего, этому способствовала ссылка, в которую его отправили в 1828 году.

Как-то раз за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре. Будучи человеком чрезвычайно несдержанным и вспыльчивым, он в запале ударил шулера, который через несколько дней скончался. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. Человек, которого ударил композитор, был серьезно болен, но все попытки доказать, что смерть наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не привели. Он был лишен всех прав и дворянского звания, и приговорен к ссылке в Сибирь.

Когда Александр Алябьев узнал, что по Высочайшему соизволению он определяется на жительство в город Тобольск, он, несмотря на свое трагическое положение, расхохотался.


— Что вас изволило так развеселить, сударь? — с недоумением поинтересовался чиновник. — В Сибири-то вас научат серьезности!      

— Это вряд ли, — отозвался Алябьев.

— В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни — детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска…

Будучи до заключения своего кутилой, ловеласом и отчаянным картежником, оказавшись в камере-одиночке, бывший светский баловень занялся единственно возможным теперь для него делом — стал сочинять музыку и из дилетанта довольно скоро превратился в одного из самых задушевных русских композиторов.

В Сибири Алябьев написал такие замечательные романсы как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона». В них  звучат темы тоски по родине, тягости неволи, одиночества, воспоминания о далеких друзьях. Тематика его романсов созвучна мотивам поэзии сосланных в Сибирь декабристов.   В романсе «Зимняя дорога» само название вызывает в памяти шубертовский цикл «Зимний путь» («Winterreise»), написанный в 1827 году. Тема странничества, разлуки с любимой здесь очевидны. Звон колокольчика, который благодаря куплетной форме, воспринимается как некий рефрен, здесь становится символом одиночества.

На рубеже 1820—1830‑х годов обрела популярность русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева  «Вечерний звон».             Принято считать, что классическим вариантом музыки к стихам Козлова стали ноты Алябьева, написанные в самом начале тобольской ссылки, и изданные  в Москве в цикле «Северный певец» в 1828 году.  Мелодика романса  представляет собой  синтез  интонаций городского романса с церковной традицией колокольного звона.  Различные воплощения «колокольности» станут впоследствии одним из красочных популярных творческих приемов у многих русских композиторов. Романс «Вечерний звон» стал и остается поныне одним из самых любимых русских романсов, а в ряде популярных литературных изданий его называют народной песней.

В 40-е годы XIX века композитор обращается к сюжетам социального значения. Он создает образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени – петербургским повестям Н.В. Гоголя, ранним повестям Ф. М. Достоевского и М.С. Тургенева. Песни Алябьева этого периода подготовили новаторские произведения А.Г. Даргомыжского и М.П. Мусоргского.  Многие из этих сочинений были написаны на стихи Н. Огарева — «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож». К числу таких произведений относится и романс «Нищая». Он знаменует переход Алябьева от создания песен чисто лирического характера к произведения драматическим.

Источником для этого романса явилось стихотворение французского поэта П. Ж. Беранже. Песни  французского поэта-демократа, пользовались большой любовью в широких кругах русской разночинной интеллигенции. В трактовке текста Беранже Алябьеву удалось найти обобщающий музыкальный образ, предвосхищающий героев «нищей Руси» – «маленьких людей», бесправных и задавленных судьбой. Это бедная старая женщина, в прошлом – знаменитая певица, в настоящем – нищенка, просящая милостыню у храма. Повторяющиеся строки «Подайте, Христа ради, ей» призывают к состраданию и любви.  Сочувствие композитора обездоленным породило художественную задачу показать величие «маленького человека» в его смирении перед волей Бога. Нищая становится символом человека, безропотно несущего свой крест, символом преданности искусству. Такой сложный художественный образ вызвал необходимость найти особый музыкальный язык, на котором можно было бы говорить не просто о вещах возвышенных, но и о поиске истинного пути, о смысле жизни.  Романс Алябьева «Нищая» стал высоким достижением в области драматической вокальной музыки.

 

11 фактов об Александре Алябьеве

  1. Род Алябьевых ведет начало от Александра Алябы, который в XVI веке приехал из Литвы и поступил на службу к московскому князю Василию.
  2. Во Франции Александр Алябьев взял в плен адъютанта наполеоновской армии Бертье с важными документами.
  3. Когда 6 января 1825 года открылся восстановленный после пожара Большой театр, в честь этого события был исполнен драматический пролог «Торжество муз» на музыку Алексея Верстовского, Александра Алябьева и Фридриха Шольца.
  4. Знаменитый романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был сочинен Алябьевым в 1827 году, когда композитор находился в тюремном заключении.
  5. Когда в Тобольск прибыл известный путешественник Александр фон Гумбольдт, Алябьев сочинил в его честь гимн.
  6. Алябьев стал одним из героев романа Александра Писемского «Масоны».
  7. Певица Полина Виардо выступая в роли Розины в опере «Севильский цирюльник» в сцене урока пения исполняла романс Алябьева «Соловей».
  8. Романсы и песни Алябьева были столь любимы публикой, что композитора называли «Русским Шубертом».
  9. В повести «Детство», описывая своего отца, Лев Толстой пишет: «Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы приятеля своего А…». Инициал А… обозначает Алябьева, который действительно был дружен с Николаем Ильичом Толстым.
  10. Из шести опер сочиненных Алябьевым при его жизни была поставлена только одна.
  11. Дом Алябьева (Новинский бульвар, 7, строение 2) считался памятником архитектуры и истории, но в 1997 году сгорел в результате поджога.
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 оценки, в среднем: 3 из 5)