Фронтовые музы

Когда пушки стреляли 

Музы не молчали

Они пели.

 

Так звучал этот знаменитый афоризм в годы Великой Отечественной войны. Музы пели в полный голос!

Сегодня, в годовщину начала войны, мы хотим вспомнить, как музыка, песни и актерский труд помогали даже в самые тяжелые моменты, поднимая боевой дух солдат. О том, какой была военная песня, рассказывает руководитель программы СУ «Музыкальная гостиная» Наталья Игнатьевна Власова.

В то время на передовых позициях действующей армии работали фронтовые театры, концертные бригады.  Рискуя  жизнью, артисты оставались верны своему долгу и доказывали, что красота искусства жива даже  в такое нелегкое время, поддерживали  решимость народа в любых условиях бороться до изгнания последнего фашиста с просторов  Родины.

 

Особое развитие и успех буквально с первых недель войны получили «оперативные» жанры: короткое лирическое стихотворение и главным образом песня, военная, лирическая, часто опиравшаяся на романсовые традиции: простой сюжет, раскрывающий человеческие переживания, и  простота и доступность форм. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Звучит песня в исполнении Клавдии Шульженко, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…».

Салонный романс «Синий платочек», написанный до войны на польское стихотворение Ежи Петерсбургским, получил совершенно иное звучание в дни войны. Однажды случай свёл Клавдию Шульженко с лейтенантом Михаилом Максимовым, которому предстояло сделать репортаж о концерте  певицы.  Зная  о  таланте военкора как стихотворца и хорошего аккомпаниатора, Клавдия Ивановна обратилась к нему с просьбой написать на уже известную мелодию текст, который был бы близок солдатам в окопах. Михаил Александрович за ночь написал слова, а наутро преподнёс листок певице. Едва взглянув на текст, Шульженко поняла, что эта песня станет в один ряд с известной «Священной войной». Так в итоге и произошло. Ведь кто сегодня не знает слов:

 

       «За них, родных

       Желанных, любимых таких,

      Строчит пулемётчик за синий платочек,

      Что был на плечах дорогих».

 

 

Клавдия Шульженко дала на фронте более пятисот концертов.  Песня «Синий платочек» стала неизменной спутницей певицы на всех концертах и военного, а потом и мирного времени. Вслед за нею появились и другие не менее известные песни Клавдии Ивановны — «Давай закурим», «Руки», «Друзья-однополчане». В 1942 году она была награждена медалью «За оборону Ленинграда», а в июле 1945-го певицу наградили орденом Красной Звезды.

 

Деятели искусства, эстрады с первых дней войны мобилизовались на борьбу с захватчиками. Артисты  добирались до всех частей армии. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп, поднимая  боевой дух советского солдата, укрепляя веру и надежду в матерей  и жен, ждущих своих дорогих и любимых  с долгожданной  Победой.  «Жди меня». Так называлась замечательная песня  Матвея Блантера на стихи Константина Симонова. В истории советской песни вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Строки из песни быстро распространились в тылу и на фронтах, трогая сердца бойцов, и не было, наверное, ни одного солдата или офицера, у которого в кармане не лежал бы листок с текстом симоновского «Жди меня».

 

 

Тема любви близких людей поддерживали тот невидимый огонь, что согревал солдата,  о чем поэт  Сурков писал, вспоминая первые страшные дни войны: «Нужны  были поистине нечеловеческие усилия воли, чтобы оградить от пламени беды ростки надежды, жившей в глубине сердца».

 

Песне «В землянке», написанной на стихи Алексея Александровича Суркова, суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».  Это были шестнадцать «домашних» строк из письма  с фронта жене, Софье Антоновне. Осенью 1941 года поэт вместе с коллегами-журналистами попал под минометный обстрел.  Все укрылись в землянке, где вместо репортажа родилось стихотворение. Позже он показал их композитору Константину Листову. После публикации песни в газете «Комсомольская правда» она широко разошлась среди фронтовиков, «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких.

 

 

По песням тех лет можно было писать историю войны. «От Москвы до Бреста», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Потому что мы пилоты», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и др.

 

Слова песни «Эх, дорожка моя фронтовая», которая также имеет второе название «Сторонка родная», незадолго до победного завершения Великой Отечественной войны написал Сергей Михалков, а музыку на них сочинил Аркадий Островский, который в то время был пианистом и аранжировщиком в джаз-оркестре Утесова. «Сторонка родная» – одна из первых его песенных удач. Своим успехом и популярностью в народе она в немалой степени также обязана и первому ее исполнителю – Леониду Утесову. «Это та песня, которой нам не хватало в наших концертных  выступлениях»,- писал исполнитель.

 

 

Утёсов понимал, что даже в самые трудные времена воинам нужны и лирические песни, и удалая шутка. И поэтому на бис воспринимались песни из старого репертуара, а вскоре появились и новые. «Песня Старого Извозчика», «Ты одессит, Мишка», «Прощайте, скалистые горы», «У Черного моря», «Заветный камень».  
Только за месяц гастролей на Калиниском фронте ансамбль Утесова дал 45 концертов по полной программе. Условия для выступления были трудными, приходилось по нескольку раз в день переезжать с место на место. Но никто не жаловался, все понимали – это надо бойцам, это надо для Победы. Леонид Осипович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

«Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг взяли на вооружение в годы Великой Отечественной войны не только бойцы на фронте, труженики тыла, но и артисты. С первых дней войны в самой первой фронтовой бригаде выступала  и Лидия Русланова,  ее приезда ждали в каждой части, как заветного праздника. Она не просто пела, а «играла песню»: голосом, глазами, позой, движением рук рассказывала  о России, ее красоте и раздолье, о ее замечательных, ярких людях, напоминая, кому — родную мать, кому — родную сестру, кому — жену, что ждут, не дождутся своих защитников. На одном таком концерте между боями  подошел к певице молодой боец и сказал:

         «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла,

              как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло».

Русланова исполняла русские народные песни  вдохновенно и зажигательно, давая  новую жизнь забытым песням и романсам. «На Муромской дорожке», «Окрасился месяц багрянцем», «Живет моя отрада». Всем известен замечательный романс «Очаровательные глазки», любимый исполнителями и слушателями не одного поколения. Считавшийся народной песней, на самом деле был написан на слова Ивана Кузьмича Кондратьева, чьи стихи напоминают поэзию Сергея Есенина и Николая Рубцова. Этот обаятельный и душевный романс вошел в золотой фонд русского романса и в репертуар Лидии Руслановой.

Визитной карточкой певицы стала песня «Валенки», которую певица исполнила по-новому, в быстром темпе, со свойственным ее голосу раздольем. Лихая мелодия и бодрые  слова стали восприниматься бойцами как зовущие к Победе. И 9 мая 1945 года песня звучала в концерте на ступеньках Рейхстага. Солдаты выкрикивали названия песен, которые хотели услышать. Многие из них приходилось повторять. «Валенки» Лидия Русланова   пела несколько раз, но песню хотели слушать еще и еще.

 

 

Певица во время Великой Отечественной войны дала 1200 концертов, на собственные средства купила  для фронта две батареи «катюш», боевых установок времен Великой Отечественной войны, наводивших ужас на гитлеровские войска. Минометчики тут же ласково  переименовали их в «лидюши».

 

Знаменитая «Катюша».  Песня появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Легкая  запоминающаяся мелодия Матвея Блантера на текст  поэта Михаила Исаковского быстро стала популярной и «ушла в народ».

В то время война еще не началась, но предчувствие ее уже было.  И тогда  родилась романтическая идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт. С задачей, поставленной композитором, поэт справился блестяще. Настроение, заданное музыкой, было поддержано стихами. И уже в первое представление песня была трижды исполнена на бис. Грянула война. Песня «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух бойцов, укрепляя в них веру в неизбежную Победу. По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом!

Появились десятки, если не сотни вариантов песни, где Катюша становилась и медсестрой, и партизанкой, сражающейся с фашистами.

Некоторые куплеты посвящались уже самой песня

«Пусть фриц помнит русскую „Катюшу“,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!»

А вот такой куплет был посвящен новому оружию, наводившему страх на гитлеровцев:

  «Разлетались головы и туши
Дрожь колотит немца за рекой
Эта наша русская «Катюша»
Немчуре поёт за упокой»

В 1945 году «Катюша» гремела по всей Европе, став одним из запоминающихся символов нашей Победы.

 

 

За годы войны фронтовые бригады дали более 100000 концертов. Зрители фронтовых концертов восторженно аплодировали своим любимым артистам – Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Леониду Утесову.

«Среди многих фотографий, привезенных из фронтовых поездок, одну я храню с особой бережностью, — вспоминал Леонид Утесов. — На ней запечатлены советские автоматчики, только что вернувшиеся с боевой операции, и артисты нашего джаз-оркестра. В руках солдат их боевое оружие, несущее смерть в стан врагов. В руках артистов – музыкальные инструменты. От них никто не умирал, но это тоже было оружие. Пусть пройдут годы, забудутся имена сфотографированных людей, но время сохранит эти свидетельства участия советского искусства в величайшей битве».

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 оценка, в среднем: 5 из 5)