КТО ТАКОЙ «СЕРЕБРЯНЫЙ НАСТАВНИК»?

Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности саморазвития и раскрытия потенциала ребенка, подростка, взрослого – обучающихся.

Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься наставнической деятельностью, способствующей самореализации личности.

 

«Серебряные наставники» – это специалисты старше 55 лет, осуществляющие наставническую деятельность в сфере образования и развития детей и взрослых, отвечающие следующим требованиям:

  • высшее образование, профессионал в своей отрасли с богатым жизненным опытом и активной жизненной позицией;
  • имеющий навыки эффективной коммуникации;
  • воспринимающий образование как образ жизни и способ самореализации;
  • способный в своей деятельности создавать и использовать ресурсную базу, иметь представление о социально-образовательном проектировании;
  • освоивший теоретический и практический курс наставничества.

 

Что делает «Серебряный наставник»?

 Уровень компетентности специалистов, их квалификация были и остаются одними из главных конкурентных преимуществ любой организации.

В любой организации с каждым годом требования к уровню знаний только растут, что неминуемо отражается на методах обучения сотрудников и на подходах к передаче знаний, которые используют руководители.

Тренинги по наставничеству позволяют запустить процесс обмена знаниями в компании и позволить молодым сотрудникам в несколько раз быстрее выйти на новый профессиональный уровень.

В этих условиях особенно важно иметь инструменты и технологии развития навыков сотрудников, быстрого включения их в работу и адаптации их умений к меняющимся условиям. Именно поэтому все большую роль играет грамотная реализация функции наставничества в каждой организации.

Актуально это оказывается также и для сферы образования. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».

Наставничество – тип подготовки к работе или учебе, обеспечивающий занятость работника (обучающегося любого возраста) с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы (специфики обучения) на практике и в широком диапазоне.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией на разных этапах (школа, колледж и высшее учебное заведение, дополнительное, в том числе профессиональное, образование, профессиональное развитие непосредственно на рабочем месте).

 

Какие задачи решает наставник во взаимодействии с наставляемым в образовательном процессе?

Информационно-ориентирующая. Определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал профессиональной карьеры, проблемы умений и способностей претендентов.

Погружение в практику. Делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения в практику профессиональной деятельности, деятельности по личностному развитию. Выработка стиля наставничества и корректировка профессиональных и/или личностных компетенций натставляемого.

Оценочно-рефлексивная. Определяются уровень достигнутых профессиональных и/или личностных компетенций, навыков, степени готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Модели наставничества

 Традиционное наставничество. Наставник (более опытный специалист) работает с молодым специалистом для его профессионального роста. В центре профессиональное развитие молодого специалиста. Наставник передает знания, свой педагогический опыт, оказывает методическую помощь, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха. Наставник имеет возможность понять и оценить, насколько его подопечный способен к дальнейшему профессиональному развитию. Молодой спеицалист быстрее осваивает новые функции, роли, ценности и традиции.

Партнерское наставничество: целеполагающее, ситуационное («равный – равному»). Наставником является человек (специалист), равный по уровню подопечному, но с опытом работы (учебы) в конкретной области, которым не обладает партнер. . Наставник помогает партнеру в улучшении качества выполнения работы, методики преподавания, взаимодействия с социумом, другими специалистами. Эффективный наставник слушает, собирает информацию, консультирует, обучает, организует обратную связь, мотивирует подопечного к практическим действиям. Наставник помогает партнеру отслеживать прогресс в достижении конкретных карьерных (или образовательных) целей.

Групповое наставничество. Связь более опытных специалистовс группой подопечных («Круги наставничества»). Команда более опытных специалистов (студентов) выступает в роли наставника для другой менее опытной группы специалистов (студентов). Группа наставников позволяет решить проблемы, преодолеть методические затруднения, профессиональные проблемы в разных формах взаимодействия. В рамках коротких встреч происходит обмен опытом, передача знаний и умений из «рук в руки», даются рекомендации для решения профессиональных затруднений, осуществляется разбор кейсов.

«Флеш»-наставничество. Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения, коммуникацию. Наставник помогает подопечным учиться. Flash-наставники обычно предоставляют ценные знания и опыт работы, но в ограниченном временном интервале

Виртуальное (онлайн) наставничество. Обучение, советы, сопровождение и методические рекомендации предоставляются в режиме онлайн. Наставник работает с использованием ИКТ. Наставничество может осуществляться несколькими наставниками.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ СЕРЕБРЯНЫХ НАСТАВНИКОВ 

Деятельность «серебряных наставников» – это форма тьюторской деятельности, направленная на сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, путем привлечения наставников из числа людей старшего возраста, занимающих активную гражданскую позицию, имеющих ценный опыт.

Академия серебряных наставников способствует:

  • организации занятости людей возраста 55+, продлению их социальной активности и повышению качества жизни;
  • стимулированию активного долголетия граждан возраста 55+, их социальному интегрированию в жизнь общества;
  • реализации знаний, умений, талантов, творческих и организаторских способностей специалистов возраста 55+;
  • возможности постоянно учиться новому, совершенствовать навыки, держать тело и мозг в тонусе;
  • удовлетворению потребности в общении, в том числе, с представителями молодого поколения, самореализации;
  • удовлетворению разнообразных культурно-познавательных интересов, появлению новых увлечений и занятий;
  • осознанию персональной причастности значимому делу и сохранению высокого статуса в обществе;
  • установлению дружеских связей среди единомышленников, что является отличной профилактикой депрессии и тревожных расстройств;
  • формированию высокой степени уверенности в завтрашнем дне, позитивному   контролю своих действий.

ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ НАСТАВНИКА

Взаимодействие наставника с наставляемым строится в режиме встреч, организованных в разных формах.

Беседа. Наставник и наставляемый ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог.

Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым.

Вопрошание. Когда установлен доверительный контакт, наставник начинает выявлять запрос наставляемого — задаёт особым образом сформулированные вопросы.

Картирование. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса наставляемого, его дефицитов (знаний, компетенций), его интересов, ресурсов. На карту вносятся все доступные ресурсы: формальные и неформальные, онлайн и офлайн, на бумажных и электронных носителях, события, люди, места. Удобно составлять в виде интеллект-карты. Как правило, пополняется при каждой встрече субъектов наставничества.

Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Наставник формирует среду, в которой наставляемый в условиях наставнической поддержки имеет возможность попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку», а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ АКАДЕМИИ СЕРЕБРЯНЫХ НАСТАВНИКОВ

Наставническое сопровождение дошкольников.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий на которых в игровой форме будет осуществляться образовательно-развивающая деятельность дошкольников на основе пробуждения и развития их познавательного интереса.

Данное направление предполагает систематическое взаимодействие с родителями, формат консультирования которых направлен на содействие развитию ребенка-дошкольника.

Наставническое сопровождение обучающихся, осваивающих программы начального и основного общего образования.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности, становления и развития образовательной самостоятельности и самоорганизации, мотивации, предметные и метапредметные наставнические консультации по запросу.

Наставническое сопровождение обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, абитуриентов.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного самоопределения, выбора профиля обучения, образовательной организации, профессии и места освоения профессии, организация и рефлексия предпрофессиональных проб.

Наставничество в студенческой среде.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного развития, построения карьеры, мотивации к непрерывному образованию и овладению новыми компетенциями.

Наставничество в условиях «Серебряного университета»

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам освоения программ Университета, развития компетенций в области коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности; сопровождения погружения в цифровую образовательную среду и развития цифровой грамотности.

Положение о «Академии серебряных наставников»

КАК СТАТЬ НАСТАВНИКОМ?

Шаг 1

Заполнить анкету

Шаг 2

Подать заявление по электронной почте su@mgpu.ru

Шаг 3

Резюме предоставить на собеседовании

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  1. 100 минут о тьюторстве 
  2. 50 – это новые 30, Лариса Иноземцева 
  3. Зачем студентам peer-tutoring, или кто такой тьютор: опыт профессионального самоопределения
  4. Методические материалы по наставничеству
  5. Навигатор по ресурсам индивидуализации и тьюторства 
  6. Наставничество в школе. Что? Зачем? Как? 
  7. Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори» 
  8. Технологический, инструментальный тьюторский арсенал для повышения качества образовательных результатов 
  9. Тьюторы: кто это и зачем они появились в российских школах 
  10. Я тебя вижу: наставничество как опыт человеческой близости