КТО ТАКОЙ «СЕРЕБРЯНЫЙ НАСТАВНИК»?
Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности саморазвития и раскрытия потенциала ребенка, подростка, взрослого – обучающихся.
Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься наставнической деятельностью, способствующей самореализации личности.
«Серебряные наставники» – это специалисты старше 55 лет, осуществляющие наставническую деятельность в сфере образования и развития детей и взрослых, отвечающие следующим требованиям:
- высшее образование, профессионал в своей отрасли с богатым жизненным опытом и активной жизненной позицией;
- имеющий навыки эффективной коммуникации;
- воспринимающий образование как образ жизни и способ самореализации;
- способный в своей деятельности создавать и использовать ресурсную базу, иметь представление о социально-образовательном проектировании;
- освоивший теоретический и практический курс наставничества.
Что делает «Серебряный наставник»?
Уровень компетентности специалистов, их квалификация были и остаются одними из главных конкурентных преимуществ любой организации.
В любой организации с каждым годом требования к уровню знаний только растут, что неминуемо отражается на методах обучения сотрудников и на подходах к передаче знаний, которые используют руководители.
Тренинги по наставничеству позволяют запустить процесс обмена знаниями в компании и позволить молодым сотрудникам в несколько раз быстрее выйти на новый профессиональный уровень.
В этих условиях особенно важно иметь инструменты и технологии развития навыков сотрудников, быстрого включения их в работу и адаптации их умений к меняющимся условиям. Именно поэтому все большую роль играет грамотная реализация функции наставничества в каждой организации.
Актуально это оказывается также и для сферы образования. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».
Наставничество – тип подготовки к работе или учебе, обеспечивающий занятость работника (обучающегося любого возраста) с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы (специфики обучения) на практике и в широком диапазоне.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией на разных этапах (школа, колледж и высшее учебное заведение, дополнительное, в том числе профессиональное, образование, профессиональное развитие непосредственно на рабочем месте).
Какие задачи решает наставник во взаимодействии с наставляемым в образовательном процессе?
Информационно-ориентирующая. Определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал профессиональной карьеры, проблемы умений и способностей претендентов.
Погружение в практику. Делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения в практику профессиональной деятельности, деятельности по личностному развитию. Выработка стиля наставничества и корректировка профессиональных и/или личностных компетенций натставляемого.
Оценочно-рефлексивная. Определяются уровень достигнутых профессиональных и/или личностных компетенций, навыков, степени готовности к осуществлению какой-либо деятельности.
Модели наставничества
Традиционное наставничество. Наставник (более опытный специалист) работает с молодым специалистом для его профессионального роста. В центре профессиональное развитие молодого специалиста. Наставник передает знания, свой педагогический опыт, оказывает методическую помощь, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха. Наставник имеет возможность понять и оценить, насколько его подопечный способен к дальнейшему профессиональному развитию. Молодой спеицалист быстрее осваивает новые функции, роли, ценности и традиции.
Партнерское наставничество: целеполагающее, ситуационное («равный – равному»). Наставником является человек (специалист), равный по уровню подопечному, но с опытом работы (учебы) в конкретной области, которым не обладает партнер. . Наставник помогает партнеру в улучшении качества выполнения работы, методики преподавания, взаимодействия с социумом, другими специалистами. Эффективный наставник слушает, собирает информацию, консультирует, обучает, организует обратную связь, мотивирует подопечного к практическим действиям. Наставник помогает партнеру отслеживать прогресс в достижении конкретных карьерных (или образовательных) целей.
Групповое наставничество. Связь более опытных специалистовс группой подопечных («Круги наставничества»). Команда более опытных специалистов (студентов) выступает в роли наставника для другой менее опытной группы специалистов (студентов). Группа наставников позволяет решить проблемы, преодолеть методические затруднения, профессиональные проблемы в разных формах взаимодействия. В рамках коротких встреч происходит обмен опытом, передача знаний и умений из «рук в руки», даются рекомендации для решения профессиональных затруднений, осуществляется разбор кейсов.
«Флеш»-наставничество. Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения, коммуникацию. Наставник помогает подопечным учиться. Flash-наставники обычно предоставляют ценные знания и опыт работы, но в ограниченном временном интервале
Виртуальное (онлайн) наставничество. Обучение, советы, сопровождение и методические рекомендации предоставляются в режиме онлайн. Наставник работает с использованием ИКТ. Наставничество может осуществляться несколькими наставниками.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ СЕРЕБРЯНЫХ НАСТАВНИКОВ
Деятельность «серебряных наставников» – это форма тьюторской деятельности, направленная на сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, путем привлечения наставников из числа людей старшего возраста, занимающих активную гражданскую позицию, имеющих ценный опыт.
Академия серебряных наставников способствует:
- организации занятости людей возраста 55+, продлению их социальной активности и повышению качества жизни;
- стимулированию активного долголетия граждан возраста 55+, их социальному интегрированию в жизнь общества;
- реализации знаний, умений, талантов, творческих и организаторских способностей специалистов возраста 55+;
- возможности постоянно учиться новому, совершенствовать навыки, держать тело и мозг в тонусе;
- удовлетворению потребности в общении, в том числе, с представителями молодого поколения, самореализации;
- удовлетворению разнообразных культурно-познавательных интересов, появлению новых увлечений и занятий;
- осознанию персональной причастности значимому делу и сохранению высокого статуса в обществе;
- установлению дружеских связей среди единомышленников, что является отличной профилактикой депрессии и тревожных расстройств;
- формированию высокой степени уверенности в завтрашнем дне, позитивному контролю своих действий.
ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ НАСТАВНИКА
Взаимодействие наставника с наставляемым строится в режиме встреч, организованных в разных формах.
Беседа. Наставник и наставляемый ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог.
Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым.
Вопрошание. Когда установлен доверительный контакт, наставник начинает выявлять запрос наставляемого — задаёт особым образом сформулированные вопросы.
Картирование. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса наставляемого, его дефицитов (знаний, компетенций), его интересов, ресурсов. На карту вносятся все доступные ресурсы: формальные и неформальные, онлайн и офлайн, на бумажных и электронных носителях, события, люди, места. Удобно составлять в виде интеллект-карты. Как правило, пополняется при каждой встрече субъектов наставничества.
Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Наставник формирует среду, в которой наставляемый в условиях наставнической поддержки имеет возможность попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку», а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ АКАДЕМИИ СЕРЕБРЯНЫХ НАСТАВНИКОВ
Наставническое сопровождение дошкольников.
Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий на которых в игровой форме будет осуществляться образовательно-развивающая деятельность дошкольников на основе пробуждения и развития их познавательного интереса.
Данное направление предполагает систематическое взаимодействие с родителями, формат консультирования которых направлен на содействие развитию ребенка-дошкольника.
Наставническое сопровождение обучающихся, осваивающих программы начального и основного общего образования.
Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности, становления и развития образовательной самостоятельности и самоорганизации, мотивации, предметные и метапредметные наставнические консультации по запросу.
Наставническое сопровождение обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, абитуриентов.
Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного самоопределения, выбора профиля обучения, образовательной организации, профессии и места освоения профессии, организация и рефлексия предпрофессиональных проб.
Наставничество в студенческой среде.
Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного развития, построения карьеры, мотивации к непрерывному образованию и овладению новыми компетенциями.
Наставничество в условиях «Серебряного университета»
Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам освоения программ Университета, развития компетенций в области коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности; сопровождения погружения в цифровую образовательную среду и развития цифровой грамотности.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- 100 минут о тьюторстве
- 50 – это новые 30, Лариса Иноземцева
- Зачем студентам peer-tutoring, или кто такой тьютор: опыт профессионального самоопределения
- Методические материалы по наставничеству
- Навигатор по ресурсам индивидуализации и тьюторства
- Наставничество в школе. Что? Зачем? Как?
- Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори»
- Технологический, инструментальный тьюторский арсенал для повышения качества образовательных результатов
- Тьюторы: кто это и зачем они появились в российских школах
- Я тебя вижу: наставничество как опыт человеческой близости
Шакалова Марина Вячеславовна
Лично для меня программа явилась практически и эмоционально значимым событием, в т.ч. в силу следующих ее характеристик: — подбор разноплановых тематик занятий — сочетание теории и практики — индивидуальная стилистика проведения занятий каждым из преподавателей Важнейшей частью подготовки явились итоговые наставнические сессии и тьюториалы, которые привели к главному для меня Результату, а именно: — осознание себя Наставником, мое желание выступать в этой роли, ее эмоциональная комфортность для меня (самоопределение для будущей деятельности) — принятие меня в роли Наставника (полезность и эмоциональный комфорт взаимодействия) со стороны магистрантов и коллег — осознание своей практической готовности к этой роли с опорой как на подготовку в рамках программы Наставничество, так и на предшествующий профессиональный опыт, знания и навыки. Направлениями дальнейшего развития и усовершенствования Программы могли бы стать:
— более глубокое согласование проводимых занятий в соответствии с едиными Целью, Задачами, Понятийным аппаратом Программы
— включение в Программу занятия по методологии написания ВКР, принятой в МГПУ, имея в виду тему наставнических сессий с магистрантами «Подготовка к предзащите ВКР»
— подготовка магистрантов-тьюторов по проведению Групповых тьюториалов, а также особенностям Коммуникации со Взрослыми тьюторантами Буду рада продолжить сотрудничество по Программе в роли Серебряного Наставника, опираясь на результаты обучения, а также собственные профессиональный опыт и области интересов, изложенные в Анкете наставника, в т.ч. по следующим направлениям: — навыки презентаций — эффективная коммуникация — целеполагание и согласование по целям — организация групповой работы — тьюторство как коммерческая практика — целенаправленное создание бренда (специалиста/программы/организации)
Паневин Михайл Михайлович
Новая программа Серебряный наставник появилась в расписании серебряного университета на второй месяц карантина в Москве. В это время по решению Мэра в городе было возобновлено финансирование ряда программ Активного долголетия, проводившихся в волонтёрском режиме: цигун, зумба, ряд других.
Серебряный университет также переформатировал и заново запустил программы психологической поддержки и цифровой грамотности. Пионером в этом ряду оказался проект Серебряный наставник. Костяк ее участников составила группа временно приостановленного из-за карантина курса Серебряных тьюторов. Однако туда влились и желающие из других программ, например репетиторов.
Программа онлайн курса Серебряных наставников в чем-то повторяла и дополняла офлайн курс тьюторства, что неудивительно, поскольку оба были сделаны одной лабораторией индивидуализации и непрерывного образования проф. Ковалевой Т.М. в идеологии тьюторства. Поэтому я смог восполнить пробелы и расширить свои знания в этом направлении. Однако были и изюминки. Так в результате перекрестных наставнических сессий и тьюториалов с магистрами первого курса обучения я смог в условиях дистанционного обучения найти единомышленников и надеюсь новых друзей. В нашей мини группе практических наставнических сессий и в рамках этого формата было найдено решение вопроса в написании одной магистерской ВКР тьютора и как минимум двух ИАР серебряных тьюторов по теме портфолио, которое в результате обсуждений превратился в цифровой портфолио и получил масштабирование с одной площадки — кадетского училища на нескольких при нашей будущей наставнической и кураторской волонтерской поддержке.
Во время обучения я смог присутствовать на уникальном заседании закрытого клуба по теме индивидуальное-профессиональное, других онлайн мероприятиях проводимых МГПУ, защите первой главы ВКР магистрами первокурсниками после проведения нашей наставнической сессии и потом отрефлексировать результаты на второй. В итоге всех тьюторских сессий я смог для себя разобраться наконец в различии индивидуальности и индивидуализации, индивидуализации и персонализации, методологии предмета исследований, отличия предмета от объекта, определиться с темой ИАР, проектной идеей, технической реализацией проекта и его внедрением. Как мне кажется это неплохой итог от курсов наставников, хотя и это и отняло у меня лично, как думаю и у других активных участников большое количество времени и сил. В конце хочется поблагодарить устроителей данной программы, а в качестве предложения на осеннюю тьюторскую компанию внести в учебные планы доклады магистрантов и серебряных тьюторов по теме их ВКР и ИАР.
Гончарова Марина Викторовна
Хочу кратко рассказать о моем опыте участия в программе по подготовке наставников. Это было очень насыщенное, интенсивное, тщательно организованное и хорошо подготовленное путешествие длинною в месяц. Даже не верится, что столько довелось узнать и получить такой богатый опыт за относительно небольшой промежуток времени. Мероприятие в успех которого нам вначале таки не очень то и верилось, обеспечили следующие шаги: отбор энтузиастов участников на этапе анкетирования, ознакомление их с методологией наставничества, организация обучающих вебинаров и практических сессий на платформе зум, а также аквариумов тимз, получении обратной связи от всех участников проекта с целью его корректировки и оптимизации. Кроме того, нельзя не отметить и другую составляющую успеха — это активность и слаженное взаимодействие всех членов нашей многочисленной команды. Наставники сами организовывали дополнительные встречи в зум для решения возникающих проблем и обсуждения животрепещущих вопросов, магистранты добровольно присоединялись к некоторым из таких встреч. Жизнь била ключом, не останавливаясь даже в выходные. Ночью мне, например, снились сны по автоматизации техники вопрошания на онлайн платформе. Кипели споры, и наш корабль, медленно, но верно двигался в нужном направлении приобретения бесценного опыта. Спасибо всем организаторам и участникам данной программы.
Чугунова Вера Алексеевна
Во-первых, хочу выразить свою благодарность за участие в данной программе. Организационные вопросы решались четко и оперативно. Была выбрана понятная и доступная платформа для работы. Интересным и полезным для меня был лекционный материал. Что касается практической части, думаю, что первую сессию в качестве наставников мы провели более бледно, чем вторую. На мой взгляд, тут сыграли роль два фактора: — новизна процесса и отсутствие определенного опыта; — с магистрантом обсуждалась его ВКР, а знаний по методологии у нас было недостаточно. Данная позиция далее была снивелирована возможностью присутствия на защите ВКР магистрантов. Ценными и полезными были замечания Ковалевой Т. М. На этом этапе появилось понимание восполнения дефицита в этой области. Вторая сессия прошла более удачно. ИТОГ: опыт проведения групповой наставнической сессии мне понравился. Имеет для меня ценность, я «потрогала это руками» и приобрела первоначальный опыт. Тьюториалы. Опыт первого тьюториала для меня не оказался ресурсным. Возможно я еще не самоопределилась, плюс мы все разные и стоим на разных ступенях самоопределения или поиска темы. Неожиданно ситуация изменилась в лучшую сторону на втором тьюториале. Постепенно создалась атмосфера доброжелательности и доверия. Рассматривался абстрактный пример. Мы включились в игру. Я получила удовлетворение и пусть маленькие, но все-таки наметки опыта. Надо отметить, что язык общения был живой (отличие от первого тьюториала). В общение вдохнули жизнь. Отдельно хочу сказать спасибо за возможность индивидуальных тьюториалов. Сдвигается с места позиция самоопределения. Буду перекладывать свои самости и ценности на бумагу и посмотрю со стороны. Хочется новых предложений : новых программ и практики.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО
Калугина Елена Юрьевна
Начну с того, что я была очень рада принять участие в этом проекте. Расскажу о своем впечатлении от программы:
1. Курирование программы было безупречным, координация на высоте, все вопросы снимались быстро и четко.
2. Формат программы очень удобный. Выбранная для работы платформа простая и понятная.
3. Вебинары очень интересные и насыщенные. Информация представлена доступно. Объем курса почти оптимальный. «Почти» я употребила потому, что для проведения полноценной наставнической сессии с магистрантом по его ВКР наставникам не хватило знаний методологии. Тему 1-ой сессии «Методология» нам задали авторы программы, но знаний по методологии не дали.
4. Практическая часть — наставнические сессии. Из-за проблемы, описанной в пункте «3» 1-я сессия прошла с минимальным успехом для магистранта и со средним успехом для наставников. 2-я наставническая сессия прошла лучше, потому что нам была дана возможность прослушать защиту ВКР магистрантов и услышать замечания Ковалевой Т.М. Это было очень полезно и очень интересно. Это дало понимание того, что у меня отсутствуют необходимые знания в области методологии. Итог: практику проведения групповой наставнической сессии я получила, процесс мне очень понравился, увиденные минусы являются рабочими моментами, которые можно учесть в будущих программах. Огромное спасибо за программу и труд всей вашей команды.
В.Николаев
В ходе проведенных наставнических тьюториалов и личных бесед с наставляемыми можно представить краткий анализ 4 группы. 1.Все участники отметили:
— Новизну подхода к рассмотрению поставленных вопросов по непрерывному и смешанному образованию.
— Новизну в формах и способах доведение информации. (Стремление не только подать лекционный материал, а в форме вопрошания, заставить задуматься, заинтересоваться, углубить свои знания и таким образом получить ответы на поставленные перед собой вопросы.).
— Оригинальность и увлекательность при проведении большинства мастер-классов и тематических секций по новой грамотности.
— Необходимость вовлечения в подобные занятия своих коллег по учебным заведениям и выработки решений по новым формам и методам образования. — Познавательное и интересное по форме проведение конференции.
Галканова Татьяна, Гончарова Марина
Ожидания участников от конференции, выявленных в ходе 1 сессии:
— узнать, как правильно и грамотно организовать работу тьютора в школе
— понять, что такое «новая грамотность»
— как формировать новую компетентность
— прокачать тьюторские компетенции
— как включать родителей в процесс формирования новой грамотности
— как грамотно выстраивать ИОМ ученика и как отслеживать изменения — компетенции тьютора
— вектор будущего
– трансформация учебного процесса
— как тьютор может помочь педагогу
— культура индивидуализации детей
Сессия от 16.06.2020
Первая наставническая сессия началась. Предложили участникам в трёх предложениях рассказать о себе. В нашей группе было три учителя английского, два учителя начальной школы, один кандидат исторических наук и замдиректора по содержанию образования.
После знакомства участники перешли к обсуждению своих образовательных маршрутов. Мы давали каждому возможность высказаться по каждому пункту листка 1 и затем перешли к тезаурусу. Беседа протекала довольно плавно. Мы объяснили участникам, что не ждём от них точных формулировок. А просто как бы делаем диагностический срез имеющихся представлений. Закончили сессию рефлексией. Участники говорили о том, что неожиданно в процессе беседы они приходили к новым смыслам и осознанию своих интересов. Также проявляли искреннюю заинтересованность к группе и высказали удовлетворение своей работой в ней.
В плане разработки ИОМ есть гипотеза, что если бы программа конференции включала аннотации докладов выстраивать маршруты было бы легче и эта работа была бы продуктивнее. При подготовке последующих конференций можно рассмотреть и использовать это предложение.
Сессия 17.06.2020
К нашей второй сессии мы с коллегой наставником готовились очень тщательно, поэтому состояния неопределенности предыдущей удалось избежать. Накануне был составлен план сессии и распределены роли между наставниками.
Встречу мы начали с оглашения ее темы и задач, (конкретизация ИОМ участия в конференции, обсуждение смыслов, теоретической и практической значимости участия в выбранных мероприятиях).
Затем мы плавно перешли к разогреву, попросив участников закончить предложение «Мое самое большое достижение…»
После айсбрейкера группа по свежим следам обсудила свои основные приобретения (знания, понимания приращения) в результате лекции А.А.Терова . Затем коллективно обсудили эволюцию смыслов в тезаурусе произошедшую со времени предыдущей сессии. По ходу обсуждения участники заполняли свои листки, добавляя корректировку смыслов и понятий . Далее было дано время участникам для самостоятельной работы по фиксации мероприятий конференции и обдумываниям смыслов.
После того как все озвучили свои ИОМ и обосновали их, мы предложили коллегам отрефлексировать по поводу всего продвижения и обозначить эмоции от встречи двумя существительными. Среди названных существительных были следующие: стратегия жизни, энергия и вдохновение, эволюция и синергия.
Из минусов дня хочется отметить небольшое сокращение группы по сравнению с первым занятием. Тем не менее, наличие яркой эмоциональной составляющей оценки сессии можно считать ее положительным результатом.
Сессия от 19.06.2020
Предыдущие участники вернулись, и группа с новыми силами приступила к обсуждению.
Участники высказали свои впечатления от конференции. Они отметили наиболее понравившиеся лекции и мастер классы, озвучили новые знания, полученные в ходе конференции, сравнили свои ожидания с полученными результатами, а также высказали предложения по тематике последующих образовательных мероприятий.
Участники отметили приятную и благожелательную атмосферу, которая окружала их во время наставнических сессий. Наставники в свою очередь, отмечают высокий профессионализм наставляемых, заинтересованность в получении новых знаний и компетенций.
Сессия от 22.06.20 — Заключительная
В целом конференция понравилась, много интересных идей. Даже не очень предпочтительный онлайн формат имел свои преимущества в плане комфорта.
Из ключевых приращений участники отмечали знания, полученные в ходе сегодняшних мастер классов, и поделились идеями которыми обогатились.
Из минусов Марина Гончарова отметила, что на конференции не был представлен такой мощнейший инструмент в работе тьютора как кейс метод, который и компетентности будущего формировать позволит, и проконтролировать их сформированность поможет. Это удивило. Тем более, что интерес к этому инструменту был проявлен магистрантами в предыдущих тьюторских и наставнических сессиях. Наставник Гончарова М.В высказала готовность провести несколько мастер классов для обучения работы с кейс- методом, так как есть опыт их проведения на конференциях МГУ. Можно начать с проведения в группе СУ.
Далее участники рассказали, чем они обогатились за период с 16 по 22 июня.
Участники отметили, что если в начале своего маршрута по всем образовательным событиям в этот период они были “не в теме”, то заканчивают они это увлекательное и познавательное путешествие с чемоданчиком идей, технологий, приемов и знаний. Все участники рассматривали предложенный материал через призму своих предметов, которые они преподают в школе, поэтому и планируют применение знаний в новом учебном году. Кроме того, некоторые наставляемые будут делиться знаниями со своими коллегами и далее, будут рекомендовать им и привлекать их для участия в дальнейших образовательных мероприятиях МГПУ.
Участники наставнической сессии отметили, что предоставят свои данные для получения рассылок, так как планируют принять участие в конференции осенью 2020. Была также высказана благодарность в адрес организаторов, высказывали восхищение логистикой мероприятий и отмечали оперативность решения вопросов. Все вместе — наставники и наставляемые — получили опыт продуктивного взаимодействия и удовольствия от общения.
Ефанова Ирина Евгеньевна
16.06.2020
После лекции Т.М. Ковалевой прошла наша первая наставническая сессия, протеже были заинтригованы новыми терминами, новыми направлениями, новой структурой подхода к непрерывному образованию.
Мы с Людмилой Копыловой (наставник) в своей работе использовали интерактивное вопрошание, обмен опытом, анализ. Общей целью группы стало знакомство с новой грамотностью в контексте будущего и непрерывное образование.
17.06.2020
Методом вопрошания, дискуссий, критического осмысления пытались с наставляемыми понять ресурсы тех «станций», которые встретятся на пути. Фокусировали наших протеже на то, что мероприятие на которых они будут присутствовать может стать для них событием, открывающим новые возможности в непрерывном образовании. Обсуждали анонсы, предлагали составить карту мероприятий.
18.06. 2020
Рефлексия после конференции. Обсуждали, что можно использовать из предлагаемого для ИОМ и ИОМПЛР, что нового узнали, что лично заинтересовало или заинтриговало, изменилось ли что-то в карте мероприятий. Сессия прошла быстро, с новыми ожиданиями. Решили обсудить все более детально на следующий день, были готовы стать ресурсом друг для друга, так как не все мастер классы сможем посетить. Тьюторское сопровождение Вадима Кокорева открывало новые перспективы для протеже и нас.
19.06.2020
Все участники группы путешествовали по разным мастер классам, получив там огромное количество новой информации. На сессии обсуждали возможность стать ресурсом друг для друга в дальнейшем. Заглянули в ИОМ, в контексте, что полезного узнали и станет ли это полезным организации, в которой работаем.
20.06.2020
Обсуждали мастер-классы. Делились впечатлениями. Каждый из нас выделял что-то полезное именно для себя.
22.06.2020
Обсуждали ИОМ протеже. Делились впечатлениями, о том, что произвело наиболее сильное впечатление. Обсуждали вопросы, которые остались, и какое впечатление произвела конференция в целом. Сфокусировали внимание на новые технологии и инструменты, которые теперь наши протеже будут использовать в работе, спрашивали изменились ли их планы. Обсуждали условия и возможности поступления в тьюторскую магистратуру.
Для всех нас конференция стала очень полезным событием, забота о наставниках Серебряного Университета произвела огромное впечатление. Хочется выразить огромную благодарность за помощь и поддержку всем, кто нас опекал с таким терпением и верой в наши силы.
Светланы***
«Мои ожидания от программы — уяснить для себя как соотносится тьюторство в современной ОО и как оно влияет на современную систему образования.
Мои профессиональные и личностные интересы в программе — у меня новая должность — заместитель директора по содержанию образования — и начало занятий совпало с «назначением» ,подумала, что занятия направят в нужное русло при планировании содержания образования в школе — И НЕ ОШИБЛАСЬ!
Три главных вопроса
Как построить ИОМ? Как правильно выбрать направление индивидуального пути развития? Как эти знания применить для помощи в построении ИОМ обучающимся школы?
У нас была очень хорошая группа (№2) — наши наставники очень помогали расставить все в голове по полочкам и по своим местам — спасибо им за совместную работу.
Что я поняла про себя? Что планирую с этим делать?
С некоторыми технологиями я впервые познакомилась на программе, например, с технологией и техникой интерактивного вопрошания; мастер-классы и занятия по другим технологиям заставили посмотреть на них под другим углом и заинтересовали еще больше, например, технология критического мышления. Но все, что я получила от программы обязательно будет использовано в моей работе и в развитии образования в школе.
Что я поняла про программу и свою профессиональную деятельность — это программа толчок в моем развитии, и я планирую применить полученные знания для развития своей ОО. Надо не только идти в ногу со временем, но и пытаться опережать его. Для себя выделила на данный момент такие главные тезисы:
1. А сегодня, что для завтра сделал я?
2. Моя результативность должна совмещать профессиональную успешность и личную успешность
3. Логика развития образовательной организации вмещает в себя большую работу — от расстановки приоритетов до поиска и плодотворной работы с социальными партнерами
4. Надо соответствовать трем вызовам общества — Цифровизация. Глобализация. Персонализация. Строить свой ИОМ и помогать его выстраивать обучающимся исходя из вызовов времени.
Ломакина Е.В.
Магистрант 1 курса
22 мая и 25 мая 2020 года участвовала в сессии с наставниками «Серебряного университета» по продвижению своей магистерской работы: «Тьюторское сопровождение коммуникативной компетентности старшеклассников в проекте «Новый Педагогический класс в московской школе». В нашей команде присутствовало 5 наставников, супервизор. Взаимодействие с наставниками проходило в доброжелательной, спокойной, благоприятной обстановке.
Я отметила, что ВКР вызвала интерес у наставников. Вопросы, которые мне были озвучены, относились именно к ВКР, ее содержанию. Наставники к встрече с магистрантом хорошо подготовились, почитали литературу — это было заметно по тем вопросам, которые были озвучены. Беседа проходила по четко сформулированному плану, без переходов на личные темы. За ходом и таймингом следила модератор — Марина. В самом начале встречи ею были обозначены все этапы совместной деятельности. Со стороны наставников были очень продвигающие вопросы: «В чем разница между понятиями: Компетенция и Компетентность?», «Почему в работе не отражен зарубежный опыт развития КК?», «Возможно ли использование «Ромашки Блума» в вашей работе?, «Как будет происходить измерение результативности программы?» и т.д. Каждый наставник задал мне по 2 вопроса. Вопросы относились к разным векторам. Встреча оказалась для меня очень продвигающей. Проведенная рефлексия со всеми участниками оставила у всех самые приятные впечатления от совместной работы.
На что я обратила внимание по завершению встречи? Прежде всего, я пересмотрела опыт зарубежных исследований, обратилась к литературе, еще раз отнеслась к структуре работы, посмотрела на нее с другой стороны. Все предложения наставников обдумала и приняла к сведению. Мне был предложен перечень литературы, ссылок на Интернет-ресурсы для написания работы, которым я воспользовалась.
Вторая встреча с наставниками «Серебряного университета» состоялась 25 мая после представления ВКР преподавателям университета. Тон встречи был деловым, рабочим, более сдержанным, нежели чем в первый раз. Модератором сегодняшней встречи была Татьяна. Как и на первой встрече, был четко представлен план, тайминг, которому мы следовали в данной работе. В начале наставнической сессии со мною была проведена рефлексия по представлению ВКР в субботу 23 мая. Наставниками в мою сторону были адресованы самые разнообразные вопросы: что получилось, суть замечаний на предварительной защите, почему возникли сложности и дальнейшие действия. Вопросы наставников — глубокие, обдуманные, заставляющие задуматься и поразмышлять. Мне было предложено с помощью 5 слов изложить суть замечаний по ВКР. Я отметила так: «проектная идея недостаточно раскрыта в работе». Суть возникшей проблемы с проектной идеей мне ясна — она закрыта. Я проанализировала всю ситуацию, в которой оказалась, и пришла к пониманию того, что недоработала, не поставила фокус на самой деятельности тьюторского сопровождения старшеклассников.
Совместно с наставниками попытались разобраться в способах решения проблемы, поработали над картой ресурсов, планами на ближайшую перспективу, провели рефлексию, в которой отразили мнения и чувства у всех участников в ходе встречи. Мне хочется особо отметить вопрос наставника Киры, который звучал так: «В какой вектор можно отнести методологию?». Этот вопрос мне очень удивил своей глубиной, и я отношу его к самому продвигающему. В данный момент, методологию я отношу к антропологическому вектору, т.к. это является важным личностным ресурсом. Без понимания сути проектной идеи — невозможно двинуться дальше в написание работы. Я обратила внимание на то, что наставниками были отмечены те же волнения по поводу написания методологического аппарата в своей работе, что были и у меня в процессе деятельности. Таким образом, участие в Наставнической сессии является очень продуктивным для меня событием. Это взаимо-ресурсное, насыщенной и сильно продвигающее мероприятие.